Лионела Ламонд ладование Медиум тонкий мир Ясновидение Гадание на таро Космоэнергет Анастасия Отливка воском

БЫТЬ СОБОЙ ИЛИ ИЗОБРАЖАТЬ ИЗ СЕБЯ Продолжаем разговор о том, что это такое быть…

byt-soboj-ili-izobrazhat-iz-sebya-prodolzhaem-razgovor-o-tom-chto-eto-takoe-byt.jpg

БЫТЬ СОБОЙ ИЛИ ИЗОБРАЖАТЬ ИЗ СЕБЯ

Продолжаем разговор о том, что это такое быть собой, и какие преграды стоят на пути к тому, чтобы стать собой. Только теперь посмотрим на эти вопросы глубже и более системно.

Для этого нам придется погрузиться в дебри аналитической психологии Карла Густовича Юнга, который в рамках своей теории придумал замечательные образы для иллюстрации интересующей нас проблемы. Теория в целом сложная и запутанная, но я постараюсь все объяснять попроще.

К слову. Существует заблуждение, что Юнг – это примерно то же, что и Фрейд, что все это один и тот же психоанализ. Но это совершенно не так. Разница между концепциями Фрейда и Юнга такого же порядка, как, например, разница между физическими теориями Ньютона и Эйнштейна.

И хотя «Аналитическая психология» на слух воспринимается, как один из синонимов «Психоанализа», – это все-таки две совершенно разные системы взглядов. А самое дикое то, что о кардинальном различии между ними не всегда знают даже психологи, с которыми по долгу службы приходится сталкиваться.
Реклама

Это отступление сделано к тому, чтобы сходу отбросить возможные предубеждения к аналитической психологии, если кто-то до сих пор считает ее еще одной вариацией психоанализа. Юнг – это совершенно другой мир, с которым стоит познакомиться каждому, кто вообще интересуется психологией. И сейчас мы в этот мир заглянем… через замочную скважину.

Архетипы
Юнг предложил такую гипотезу, что наряду с животными инстинктами, определяющими способы реагирования в относительно простых ситуациях, у человека есть инстинкты и психологические, которые программируют целые поведенческие пласты.

Эти психологические инстинкты Юнг назвал «архетипами». Сам Юнг, чтобы объяснить сущность архетипов проводил аналогию с кристаллами. Если взять, например, кварц, то в самой его природе заложена та структура, тот каркас, по которому растет каждый его кристалл. Есть вариации, но все они подчинены общему закону, который состоит из двух частей: во-первых, это сама возможность образования кристалла, а во-вторых, генеральный план, по которому формируется каждый новый кристалл.

Архетип – это общая, заложенная природой, программа, которой следует каждый кварц, наполняя кристалл конкретным веществом и своей индивидуальной сущностью.

То есть, возвращаясь в сферу психического, архетип – это что-то вроде психологического закона или принципа, который в общей форме определяет структуру некоторых душевных процессов и моделей поведения. И каждый человек, где бы он не родился, и в какой бы культуре не вырос, подчиняется одним и тем же внутренним законам.

Юнг определил всего несколько архетипов – их буквально можно пересчитать по пальцам. Самые интересные и понятные из них – Самость, Тень, Персона, Анима и Анимус. Остальные более сложные и их влияние на жизнь конкретного человека проследить довольно проблематично, поэтому оставим их в покое.

Анима и Анимус – это парный архетип, привязанный к биологическому полу человека. У мужчины – Анима, у женщины – Анимус. К теме данной статьи эти архетипы отношения не имеют, по этому о них только пара слов на мужском примере.

Анима – это женская сторона мужской души. В каждого человека заложены и мужской, и женский полюса, и если в физическом плане на первое место выходит мужское, то женское погружается в глубины психики и живет там. Таким образом, внутри каждого мужчины живет образ женщины, обладающий для него магической силой и притягательностью.

Анима, в самом простом своем проявлении, определяет мужские модели поведения в отношении женщин. Именно Анима наполняет женщину в глазах мужчины той неописуемой эротикой, которая понятна только ему одному, и она же подталкивает мужчину на безумные поступки ради возможности завладеть этой женщиной. Классический образ Анимы – это Елена Прекрасная, которая стала причиной падения Трои.

Так происходит, когда образ Анимы проецируется на конкретную живую женщину. Тогда мужчина в самом прямом смысле слова сходит с ума – эта женщина становится для него мистическим и непреодолимым наваждением. Но не стоит путать это состояние с обычной пустой влюбленностью или романтической любовью в обычном понимании – это всего лишь проделки ума, а не глубинной сущности человека.

В более глубоком смысле, который уже ближе к нашей теме, Анима служит для мужчины проводником в его внутренний мир. Она – связующее звено между божественным внутри (Самостью) и повседневным сознанием. Тот мостик, по которому мужчина должен пройти, чтобы достичь полной гармонии с собственной природой. Но это уже область почти мистическая и туда мы сейчас не пойдем.

Важно понять вот какой момент. Поскольку Анима программирует отношения мужчины со всеми окружающими его женщинами и в то же время является связующим звеном с внутренней сущностью мужчины, все это можно (и нужно) использовать в практических целях. Внимание!

Выстраивая и налаживая отношения с живой женщиной, мужчина налаживает отношения с собственной душой (Анимой). Поэтому отношения с женщиной это не просто развлечение или возможность продления рода – это еще и путь душевного развития, предусмотренный самой природой. И глупо эту возможность упускать или не использовать.

Точно такую же роль играет для женщины Анимус – определяет ее отношения с мужчинами и служит проводником в подземное царство души. И точно так же, отношения с мужчиной – это прекрасная, если не единственная, возможность для женщины двигаться по пути духовного развития.

На этом все – переходим к сути. Главное, не забывайте – нет внутри никакой женщины или мужчины, как нету внутри у кварца стопки чертежей, по которым должен расти кристалл. Архетипы – это всего лишь условное искусственное понятие, с помощью которого удобно описывать некоторые психологические закономерности.

Тень и Персона
Итак, вот они наши ключевые образы – Тень и Персона, которые отлично описывают происходящий внутри каждого из нас разлад на почве того, какие мы есть и какими хотим быть в чужих и своих собственных глазах.

Начнем с упрощенного примера. Допустим, есть у нас ребенок с десятком ярких врожденных свойств души. На первых годах жизни ничто не мешает ему проявлять все свои качества, но позже, под давлением воспитания и социальных реалий, выясняется, что для выживания и комфорта важны только три из имеющихся свойств. Например, чувство юмора, наблюдательность и ум. А остальные семь не очень-то важны или даже опасны – пусть это будут агрессивность, цинизм, безответственность, музыкальный слух и еще что-нибудь на ваш выбор.

Тогда ребенок, безо всякого коварного расчета, полезные качества начинает выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные – прятать в тени. Ребенок оттачивает те свои умения, которые приносят ему сладости, а все прочее маскирует и подавляет, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает родителей.

Так начинается внутренний раскол на темную и светлую стороны. На первом этапе этот раскол лежит на поверхности – он еще пока доступен сознанию, и если ребенку задать правильный вопрос, он без особого труда расскажет, как это все у него внутри происходит.

Но со временем это сознательное разделение на хорошие и плохие, пригодные и непригодные качества забывается, внутренний раскол уходит на бессознательный уровень, и между полюсами начинается вечная битва добра со злом. И кстати, именно она является прообразом всякого столкновения между темными и светлыми силами в искусстве, философии и религии – все это отражение и отблески внутреннего душевного раскола.

Полагаю, все уже поняли, что Персона – это «светлая» сторона, а Тень – «темная». Перейдем к более формальному объяснению.

Персона (от persona – маска, которую в древних театрах носил актер и которая обозначала исполнявшуюся им роль) – это тот набор черт, врожденных и воспитанных, который выставляется человеком на всеобщее обозрение.

Делается это совершенно автоматически и практически неосознанно, однако выследить и пронаблюдать эту душевную показушность довольно просто. Достаточно обратить внимание на перемены в своем поведении в присутствии разных людей – каждому из них мы подсовываем разные личности, в зависимости от того, какие с ним отношения и какое впечатление на него нужно произвести.

Со временем, Персона наполняется дополнительными чертами, помимо тех, что были предопределены природой. Если в окружающем обществе делается большой упор на достижение успеха, человек изо всех сил будет стараться надеть на себя какие-нибудь атрибуты успешности и его Персона начинает приобретать характерные черты – высокомерие, авторитарность, наглость и т. д. – которые играют роль хорошей мины при плохой игре.

То есть, Персона – это то, какими мы хотим казаться в глазах других людей, та маска, которую мы, сознательно или не очень, наполняем полезными и выгодными нам качествами. Это своего рода маскировка, существование которой вполне оправдано в обществе, где есть четкие представления о том, что приемлемо, а что нет.

Проблема начинается тогда, когда носитель маски начинает считать, что он и есть Маска. По-научному, это называется «идентификация с Персоной» – ситуация, при которой человек перестает воспринимать себя целостно и окончательно погружается в свою социальную личность.

Одно дело маскироваться в целях выживания, сохраняя четкое представление о том, кто я есть на самом деле, и совсем другое – обмануть и убедить себя в том, что «я есть то, чем я хочу быть». К такому взгляду подталкивает все наше воспитание, но нельзя быть или стать каким-то другим, чем ты есть от природы. Можно обмануть окружающих, разукрасив свою маску нужными цветами и оттенками, и можно обмануть себя, любуясь своей маской перед зеркалом, но в итоге все это слишком дорого обходится.

То же самое происходит и с обратной стороной души – Тенью. Те качества, которые общество считает плохими, вредными и неуместными, ребенок прячет куда подальше от чужих взоров. А со временем, вообще, оставляет в забвении целый пласт своей психики и от этого становится однобоким и скучным человеком, который может жить только по правилам.

Главное негативное следствие от подавления теневых качеств состоит в том, что человек становится слабым… как того и требует социум. Агрессивность, сила, твердость и прочие подобные качества в ребенке, обычно, не поощряются, иначе, им становится слишком сложно управлять. Детей учат быть податливыми и послушными, и именно такими они потом попадают во взрослую жизнь – готовые, хорошо смазанные, винтики социального механизма.

Вместе с отказом от «силовых» и «негативных» черт утрачивается целостность психики и душевное равновесие. Недовольство собой, которое знакомо практически каждому, существует исключительно благодаря тому, что значительная часть души оказалась отвергнутой и преданной забвению. А поскольку душу не переделать, эти ее лишенные внимания качества все равно вторгаются в жизнь – в самой грубой и неприглядной форме.

Одно из ярких проявлений Тени – это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство – на этом человеке мы вымещаем всю ту злость, которую испытываем к самим себе. Вспомните любого человека, который вас бесит, – посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. А стоит примириться с собой и никакого раздражения больше не будет. Принимая себя мы автоматически учимся принимать весь мир таким, какой он есть.

Кроме того, в Тени часто оказываются и те качества, которые когда-то оказались просто бесполезными. Например, ребенок с хорошим слухом у родителей, не любящих музыку, так и не научится использовать свой слух, а кусок души связанный с этой врожденной способностью затеряется в темноте души и будет точить оттуда неясной тоской по упущенным возможностям и утраченному пути.

Тень – хранилище силы и душевного потенциала, а не воплощение всего злого в человеке. Тень – это неотъемлемая часть души, с которой обязательно нужно познакомиться и подружиться, которую нужно принять и научиться сознательно использовать.

Персона, с другой стороны, – продукт страха перед наказанием, а не воплощение всего доброго. Психологически, в Персоне даже больше зла и опасности для душевного здоровья, чем в Тени, поскольку Персона – это всегда обман, всегда что-то наносное и лишнее, а в Тени содержится только то, что было дано от природы, но не нашло для себя должного выхода.

Чтобы отделить себя от своей маски нужна сила и смелость – именно те атрибуты, которые часто находятся в Тени. Поэтому знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути душевного развития. Принятие темной стороны души – это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом. Только сила, трезвость и отрешенность содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой.

Олег Сатов

💚 С заботой о Вас, [club50106785|Психология | Эзотерика | Йога]

Поделиться в соцсети

3 comments

  • Ny Montana

    04.12.2019 at 10:38

    Иногда, изображать из себя — чтобы стать.

    Reply

  • Yury Chuguev

    04.12.2019 at 11:17

    А кто из нас не Персона/-то пусть бросит в меня кирпичом, если он не Тень/.

    Reply

  • Maria Dyuzhinkova

    04.12.2019 at 11:26

    Интересно, но, почти как всегда, непонятно, как восстановиться? Как действовать? Делать? Думать? Быть? Стать?
    Стремлюсь к честности с собой — но знаю ли я и каждый другой — что значит стремиться? Что значит честность? Кто и что я?

    Reply

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *


О нас

К гадалке не ходи kgadalkenehodi.ru популярный сайт по изучению гадания,эзотерике,саморазвитию,психологии,астрологии и другим альтернативным наукам.На портале собраны статьи по всем темам связанным с эзотерикой и гаданием.Сайт kgadalkenehodi.ru будет интересен как опытным эзотерикам,так и тем ,кто только начинает саморазвиваться и расти ,как личность.


CONTACT US

CALL US ANYTIME


Поделиться в соцсети
Яндекс.Метрика