ЮЛИЯ ГИППЕНРЕЙТЕР: МЫ ДАЕМ НЕ ТО, ЧТО НАДО РЕБЕНКУ
Зaботы родителей концентрируются вокруг того, как воспитать ребенка. Мы c Алексеем Николаевичем Рудаковым (профессор математики, сyпруг Ю.Б. – Прим. ред.) тоже в последние годы профессионально этим занялись. Но в этом деле нельзя быть профессионалом, совсем. Потому что воспитывать ребенка – это душевный труд и искусство, я не побоюсь этого сказать. Поэтому, когда доводится встречаться с родителями, то мне совсем не хочется поучать, да я и сама не люблю, когда меня учат, как делать.
Я думаю, что вooбще поучение – это плохое существительное, особенно в отношении того, как воспитывать ребенка. О воспитании стоит думать, мыслями о нем нужно делиться, их нужно обсуждать.
Пpeдлагаю вместе подумать над этoй очень сложной и почетной миссией – воспитывать детей. Я знаю уже по опыту и встреч, и вопросов, которые мне задают, что дело часто yпирается в простые вещи. «Как сделать так, чтобы ребенок выучил уроки, убирал игрушки, чтобы ел ложкой, а не лез пальцами в тарелку, и как избавиться от его истерик, непослушаний, как сделать так, чтобы он не грубил и т.д. и т.п.».
Однозначных ответов на это нет. Ребенок – это очень сложная креатура, а родитель тем более. Когда взаимодействуют ребенок и родитель, и еще бабушки, то получается сложная система, в которой закручиваются мысли, установки, эмоции, привычки. Причем установки иногда бывают неправильные и вредящие, отсутствует знание, понимание друг друга.
Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Да никак, не заставить. Как нельзя заставить любить. Поэтому давайте вначале поговорим о более общих вещах. Существуют кардинальные принципы, или кардинальные знания, которыми мне бы хотелось поделиться.
Не различая игру и труд
Начать надо с того, каким человеком вы хотите, чтобы вырос ваш ребенок. Конечно, у каждого есть в уме ответ: счастливым и успешным. А что значит успешным? Тут есть некоторая неопределенность. Успешный человек – это какой?
В наше время принято считать, что успех – это чтобы деньги были. Но богатые тоже плачут, и человек может стать успешным в материальном смысле, а будет ли у него благополучная жизнь эмоциональная, то есть хорошая семья, хорошее настроение? Не факт. Так что «счастливость» очень важна: а может быть счастливый человек не очень высоко социально или финансово взобравшийся? Может. И тут приходится думать, на какие педали надо нажимать в воспитании ребенка, чтобы он вырос счастливым.
Мне бы хотелось начать с конца – с успешных, счастливых взрослых. Примерно полвека тому назад такие успешные, счастливые взрослые были исследованы психологом Маслоу. В результате обнаружилось несколько неожиданных вещей. Маслоу стал исследовать особенных людей среди своих знакомых, а также по биографиям и литературе. Особенность его исследуемых состояла в том, что они очень хорошо жили. В каком-то интуитивном смысле, они получали удовлетворение от жизни. Не просто удовольствие, ведь удовольствие бывает очень примитивным: напился, лег спать – тоже своего рода удовольствие.
Удовлетворенность была другого рода – исследуемые люди очень любили жить и работать в избранной ими профессии или области, получали удовольствие от жизни. Мне тут вспоминаются строки Пастернака: «Живым, живым и только,/Живым и только, до конца».
Маслоу заметил, что по этому параметру, когда человек, активно живущий, бросается в глаза, присутствует целый комплекс других свойств.
Эти люди – оптимисты. Они доброжелательны – когда человек живой, то он не злой и не завистливый, они очень хорошо общаются, у них, в общем, не очень большой круг друзей, но верных, они хорошо дружат, и с ними хорошо дружат, общаются, они любят глубоко и их глубоко любят в семейных отношениях, или в романтических отношениях.
Когда они работают, они как будто играют, они не различают труд и игру.
Трудясь, они играют, играя, они трудятся. У них очень хорошая самооценка, не завышенная, они не выдающиеся такие, не стоящие над другими людьми, но относятся к себе уважительно. Хотелось бы вам так жить? Мне бы очень хотелось. А хотели бы вы, чтобы таким ребенок вырос? Безусловно.
За пятерки – рубль, за двойки – плетка
Хорошая новость состоит в том, что дети рождаются с таким потенциалом. В детей заложен потенциал не только психофизиологический в виде определенной массы мозга. У детей есть жизненная сила, творческая сила. Я напомню вам очень часто произносимые слова Толстого, что ребенок от пятилетнего до меня проходит один шаг, от года до пяти лет он проходит огромное расстояние. А от рождения до года ребенок пересекает бездну. Жизненная сила движет развитием ребенка, но почему-то мы это принимаем как должное: уже берет предметы, уже улыбнулся, уже издает звуки, уже встал, уже пошел, уже начал говорить.
И вот если нарисовать кривую развития человека, то вначале она круто идет вверх, потом замедляется, и вот мы – взрослые, – останавливается ли она где-то? Может, она даже падает вниз.
Быть живым – это не останавливаться и тем более не падать. Для того, чтобы кривая жизни росла вверх и во взрослом возрасте, нужно в самом начале поддерживать живые силы ребенка. Давать ему свободу развиться.
Здесь начинается трудность – что значит свободу? Сразу начинается воспитательная нотка: «что хочет, то и делает». Поэтому не надо так ставить вопрос. Ребенок много хочет, он лезет во все щели, всё потрогать, всё взять в рот, рот – это очень важный орган познания. Ребенок хочет всюду залезть, отовсюду, ну не упасть, но по крайней мере испытать свои силы, залезть и слезть, может быть, неловко, что-то сломать, что-то разбить, что-то бросить, в чём-то испачкаться, залезть в лужу и так далее. В этих пробах, в этих всех стремлениях он развивается, они необходимы.
Самое печальное, что это может угасать. Угасает любознательность, если ребенку говорят не задавать глупых вопросов: вырастешь – узнаешь. Еще можно говорить: хватит тебе дурацкими делами заниматься, вот ты бы лучше…
Наше участие в развитии ребенка, в росте его любознательности, может гасить стремление ребенка к развитию. Мы даем не то, что ребенку сейчас надо. Может быть, что-то от него требуем. Когда ребенок проявляет сопротивление, мы его тоже гасим. Это по-настоящему ужасно – гасить сопротивление человека.
Родители часто спрашивают, как я отношусь к наказаниям. Наказание возникает, когда я, родитель, хочу одного, а ребенок хочет другого, и я хочу его продавить. Если не делаешь по моей воле, то я тебя накажу или подкормлю: за пятерки – рубль, за двойки – плетка.
К детскому саморазвитию нужно относиться очень внимательно. Сейчас стали распространяться методики раннего развития, раннего чтения, ранней подготовки к школе. Но дети должны до школы играть! Те взрослые, о которых я говорила в начале, Маслоу их назвал самоактуализанты, – они играют всю жизнь.
Один из самоактуализантов (судя по его биографии), Ричард Фейнман – физик и лауреат Нобелевской премии. Я в своей книжке описываю, как отец Фейнмана, простой торговец рабочей одеждой, воспитывал будущего лауреата. Он ходил с ребенком на прогулку и спрашивал: как ты думаешь, почему птицы чистят перышки? Ричард отвечает – они поправляют перышки после полета. Отец говорит – смотри, те, которые прилетели, и те, которые сидели, выправляют перышки. Да, говорит Фейнман, моя версия неверна.
Таким образом отец воспитывал в сыне любознательность. Когда Ричард Фейнман чуть-чуть подрос, он опутывал свой дом проводами, делая электрические цепи, и устраивал всякие там звонки, последовательные и параллельные соединения лампочек, и потом стал чинить магнитофоны в своей округе, в 12 лет. Уже взрослый физик рассказывает о своем детстве: «Я всё время играл, мне было очень интересно всё вокруг, например, почему из крана идет вода. Я думал, по какой кривой, почему там кривая – не знаю, и я стал ее вычислять, наверняка она уже давно вычислена, но какое это имело значение!»
Когда Фейнман стал молодым ученым, он работал над проектом атомной бомбы, и вот настал такой период, когда голова ему показалась пустой. «Я подумал: наверное, я уже выдохся, – вспоминал ученый потом. – В этот момент в кафе, где я сидел, какой-то студент кинул тарелку другому, и она крутится и качается у него на пальце, а то, что она крутится и с какой скоростью, видно было, потому что на дне ее был рисунок. И я заметил, что крутится она быстрее раза в 2, чем качается. Интересно, какое соотношение между вращением и колебанием.
Стал думать, что-то вычислил, поделился с профессором, крупным физиком. Тот говорит: да, интересное соображение, а к чему тебе это? Это просто так, из интереса, отвечаю я. Тот пожал плечами. Но на меня это не произвело впечатления, я стал думать и применять это вращение и колебание при работе с атомами».
В результате Фейнман сделал крупное открытие, за которое получил Нобелевскую премию. А началось с тарелки, которую студент бросил в кафе. Эта реакция – детское восприятие, которое сохранилось у физика. Он не замедлился в своей живости.Дайте ребенку повозиться самому
Давайте вернемся к нашим детям. Чем мы можем им помочь, чтобы не замедлять их живость. Над этим ведь думали очень многие талантливые педагоги, например, Мария Монтессори. Монтессори говорила: не вмешивайтесь, ребенок чем-то занимается, дайте ему это делать, не перехватывайте у него ничего, никакое действие, ни завязывание шнурков, ни карабканье на стульчик. Не подсказывайте ему, не критикуйте, эти поправки убивают желание что-то делать. Дайте ребенку повозиться самому. Должно быть огромное уважение к ребенку, к его пробам, к его усилиям.
Наш знакомый математик вел кружок с дошкольниками и задал им вопрос: чего больше в мире, четырехугольников, квадратов или прямоугольников? Понятно, что четырехугольников больше, прямоугольников меньше, а квадратов еще меньше. Ребята 4-5 лет все хором сказали, что квадратов больше. Педагог поухмылялся, дал им время подумать и оставил в покое. Через полтора года, в возрасте 6-ти лет его сын (он посещал кружок) сказал: «Пап, мы тогда неверно ответили, четырехугольников больше». Вопросы важнее ответов. Не торопитесь давать ответы, не торопитесь за ребенка ничего делать.
Не надо воспитывать ребенка
Дети и родители в обучении, если мы говорим о школах, страдают от отсутствия мотивации. Дети не хотят учиться, и не понимают. Многое не понимается, а выучивается. Вы по себе знаете – когда читаешь книгу, не хочется ее запомнить наизусть. Нам важно схватить суть, по-своему прожить и пережить. Этого школа не дает, школа требует учить от сих до сих параграф.
Вы не можете понять за ребенка физику или математику, а из детского непонимания часто растет неприятие точных наук. Я наблюдала мальчика, который, сидя в ванне, проник в тайну умножения: «Ой! Я понял, что умножение и сложение – это одно и то же. Вот три клеточки и под ними три клеточки, это всё равно, что я три и три сложил, или я три по два раза!» – для него это было полное открытие.
Что же происходит с детьми и родителями, когда ребенок не понимает задачу? Начинается: как же ты не можешь, читай еще раз, вот вопрос видишь, запиши вопрос, еще надо записать. Хорошо, сам думай, – а он не знает, как думать. Если возникает непонимание и ситуация выучивания текста вместо проникания в суть – это же неправильно, это неинтересно, от этого страдает самооценка, ведь мама и папа сердятся, а я балбес. Как результат: я не хочу этим заниматься, мне это не интересно, я этого не буду.
Как здесь помогать ребенку? Наблюдать, где он не понимает, и что он понимает. Нам рассказывали, что очень трудно учить было арифметике в школе для взрослых в Узбекистане, а когда ученики арбузами торговали, то они всё правильно складывали. Значит, когда ребенок не понимает чего-то, надо исходить из его практических понятных вещей, которые ему интересны. И там он всё сложит, всё поймет. Так можно помогать ребенку, не поучая его, не по-школьному.
Если речь идет о школе, там методы образования механические – учебник и экзамен. Мотивация пропадает не только от непонимания, а от «надо». Общая беда родителей, когда стремление подменяется долгом.
Жизнь начинается с желания, желание пропадает – жизнь пропадает.
Надо быть союзником в желаниях ребенка. Приведу в пример маму 12-летней девочки. Девочка не хочет учиться и ходить в школу, уроки делает со скандалами, только когда мама приходит с работы. Мама пошла на радикальное решение – оставила ее в покое. Девочка продержалась полнедели. Даже неделю она не выдержала. А мама сказала: всё, стоп, я к твоим школьным делам не подхожу, не проверяю тетради, это только твое дело. Прошел, как она рассказывала, примерно месяц, и вопрос закрылся. Но неделю маму корежило, что нельзя подойти и спросить.
Получается, начиная с возраста, когда ребенок карабкается на стульчик, ребенок слышит – а давай я тебя подсажу. Дальше в школе родители продолжают контролировать, а если нет, то они ребенка раскритикуют. Если дети не будут слушаться, то мы их накажем, а если они будут слушаться, то станут скучными и безынициативными. Послушный ребенок может окончить школу с золотой медалью, но ему неинтересно жить. Тот счастливый, успешный человек, которого мы в начале нарисовали, не получится. Хотя мама или папа очень ответственно подходили к своим воспитательным функциям. Поэтому я иногда говорю, что не надо воспитывать ребенка.
Автор: Юлия Гиппенрейтер, Нина Архипова
💚 С заботой о Вас, [club50106785|Психология | Эзотерика | Йога]
18 comments
Viktoria Uralskaya
11.12.2019 at 03:49
Чушь.
Maria Ugaraeva
11.12.2019 at 03:50
В целом очень даже правильно ☝️
Svetlana Mironova
11.12.2019 at 04:41
Я вот своего 12-летнего сына оставила без контроля на полгода. Как результат по всем предметам оценки сползли, и знаний (точнее заучивание) в голове не осталось вовсе. Теперь как это восстановить вообще не знаю. А всё что он желает это играть в компьютерные игры. Ну и как на примере этих игр научить его алгебре, корням, и степеням?
Badik Ladik
11.12.2019 at 05:36
кто чем богат)))
Natalia Zykova
11.12.2019 at 05:58
Как же блин надоело то это уже, кругом, куда не плюнь, везде детские психологи…и,главное, ВСЕ ВСЁ ЗНАЮТ, кроме тебя конечно. То не так покормили, то не так посмотрели, то не так сказали, ну вот что бы родители не сделали,все неправильно…А в итоге прививается чувство вины родителям, которые начинают думать,что реально они какие то не такие, начинают разрешать,баловать, в итоге вырастает существо, которое априори уверено, что ему все должны….Как нас (мне42) воспитывали родители????? Как они выжили без всех этих психологов, которые без устали срут в голову???? Из психологических мер воздействий был угол, ремень и «гулять не пойдешь «И ведь выросло хорошее адекватное поколение…..
DELETED
11.12.2019 at 08:03
Много свободы тоже нельзя давать.
Lora Beyts
11.12.2019 at 08:33
Какая страшная картинка
Nadezhda Barinova
12.12.2019 at 03:14
Согласна с автором..в жизни ,конечно,не просто применить все то,о чем она пишет,но возможно..сколько я вижу родителей,которые то и дело рявкают на детей—не ходи туда,убьешься,положи палку—стукнет,не трогай камень—палец придавишь,не залезай на ступеньку—голову расшибешь..ну капеец..по струнке чтоли им ходить..конечно дети мир познают…и палка(а вдруг она волшебная) должна быть в руке и в луже попрыгать надо..я поддерживала в своем ребенке интерес ко всему ..у нас волшебных палок стояло в прихожей..веник целый..потом переросли да и все..
Tatyana Plotnikova
12.12.2019 at 07:12
Детей нет, так что судить не могу, но факт в том, что все так называемые «лоботрясы», с которыми я училась, отлично устроились в жизни и нашли своё призвание. А большинство послушных отличников сидят на исполнительских должностях, не зная, как идти вперёд.
Но это применимо к детям, у которых есть интересы. Если единственный интерес — это игры в планшете, то это, естественно, к развитию не приведёт. Видимо, как говорит автор, прививать любознательность и развивать круг интересов надо с самого маленького возраста, чтобы к подростковому получить человека с широким кругозором и интересами, хотя и, возможно, без особого соответствия стандартам школьного образования .
Elena Demchenko
12.12.2019 at 07:13
Я вообще не знаю что это за школы такие, в которых никто не реагирует на понижение успеваемости. Меня до 10 класса у старшего, по любому поводу в школу вызывали, звонили, писали. Лично я требую и заставляю не потому что я считаю это правильным, а потому что выбора нет. Чуть что, сразу вызывают, и вопросы типа «может у вас в семье что-то не так?», и т.д. С чем-то в статье я согласна, но вот что касается школы, это невозможно.
Olga Semenova
12.12.2019 at 07:25
Математики пусть занимаются математикой и не лезут куда не надо. Все семьи разные, и в каждой семье свое воспитание. Никто не может сказать что хорошо, а что плохо, как и, где добро, а где зло. Никогда не знаешь, что во что выльется. Надоели подобные статейки.
Maria Marinich
12.12.2019 at 10:13
Читаем все статью!!! Осторожно, Гиппенрейтер! Особенно те кто считает умозаключения данного «психолога» правильными.
Olesya Kovalchuk
12.12.2019 at 11:49
Глаза в дефиците, ни у одного из трёх нет. Не видят что творят))
Pavel Chita
12.12.2019 at 11:57
Если не ошибаюсь этот чувак из семьи Романовых , который дал добро на полное уничтожение своей семьи , фото и текст цинизм и злой юмор(
Olga Arefyeva
12.12.2019 at 12:02
В печатное издание такая информация прошла бы (если, конечно, это и так не является книгой). А многое из Интернета не прошло бы. И в этом, по-моему суть сетевых-несетевых публикаций: побудь рядом с теми, кто на тебя не похож.
Tanyushka Bukhtoyarova-Pylneva
12.12.2019 at 13:15
Картинка, просто ужас какой-то! Замучили уже всех своими советами по воспитанию🤦♀️
Alexey Gurov
12.12.2019 at 14:01
Картинка странная,можно сказать у всех на нее разные ассоциации.У меня,что дочь берет стержень и мозг заряжает от отца,а любовь ,нежность,заботу от матери🙂
Marina Chizh
12.12.2019 at 17:00
Дочитаю чуть позже…интересно так то