ВАС НИКТО НИКОГДА И НЕ СЛУШАЛ
Вы знаете, что мы общаемся ассоциациями? Ну, или как там по-умному. Не важно. Сейчас расскажу суть.
Мне она во всей красе раскрылась при общении на иностранном языке, который я знаю хорошо, но не отлично.
Большинство фраз я понимаю не сразу, а по ассоциации. Что еще мог сказать кассир на кассе? Правильно: он спросил, есть ли у меня карта магазина. Я автоматом говорю — нет. А дальше — про пакет. Да, тут все то же самое.
Или вот в далекой Калифорнии на той же кассе. Парень прокатывает продукты, упаковывает, поглядывает за окно. Там зарядил жуткий ливень, что тут вообще редкость, он качает головой и выдает мне с улыбкой какую-то фразу, типа «др-др-др».
Я ему отвечаю «I’ll try». И только потом понимаю, что он пожелал мне «Try to stay dry». Эту фразу я понимаю по двум причинам: я оцениваю контекст (что тут еще можно было обсудить-то после его взглядов за дверь, кроме дождя) и выбираю из возможных вариантов намек на звучание, которое я услышала (разделяя по интонации на вопросы, утверждения, отрицания и цепляюсь). Цепляюсь за знакомое звучание и понимаю всю фразу из контекста.
Я думаю, носители языка так и делают. Никто никого не слушает, все как бы догадываются. Только очень быстро. И используют автоматизмы в ответах.
И это, конечно, для всех любителей «А что ему конкретно сказать?» большое разочарование. Потому что никто не слушает. Потому что общение происходит примерно по той же самой схеме, что у меня на кассе.
Каждый живет в своем ассоциативном поле. Поэтому, когда вы в 150 раз начали в машине разговор с любимым, и он с первых нот понимает, что беседа по обычной схеме, то он слышит «др-др-др» и даже не планирует вникать.
Разбудить человека можно только резкими включениями: слезы, крик, ценностные слова (смерть, козел, люблю и т.д.)
Однако и такие включения совсем не гарантируют, что вас услышат, потому что на каждое ценностное слово у человека в голове открывается коридор, куда оно его уводит. Вот он слышит «Ты всегда скрываешь от меня…» и не дослушивая, пропадает в коридоре «ты всегда», с которым он либо не согласен, либо вспомнил пару примеров, либо испугался, что какая-то тайна раскрыта, он уже не слушает вас дальше. Он блуждает по комнатам.
Итого, чтобы поговорить о чем-то важном и быть услышанным, нужно помнить несколько вещей, это как минимум:
— делайте это в ресурсном месте и состоянии, не там, где вы всегда ругаетесь, и не тогда, когда вы нервничаете
— решите, какую одну (!) конкретную мысль вы хотите донести, не в виде претензии, а в виде просьбы, что и как вы хотите (а не не хотите)
— поговорите ни о чем, пусть ухо партнера настроится на звук, выбирайте дружеские интонации, помните, что никто никого не слушает на этом этапе
— активируйте внимание через ценностные слова «Я хочу сохранить наши отношения, потому что ты мне дорог, можешь послушать меня 5 минут внимательно?»
— после явного внимания, ясного взгляда в вашу сторону, кивка и прочих подтверждений, что на вас настроились и даже проснулись — донесите одну простую мысль, которую запланировали
— и дальше сами не спите, слушайте ответ
— повторите процедуру при необходимости
Реально нами интересуются психологи-консультанты и хорошие продавцы.