О ВРЕДЕ ПУСТОСЛОВИЯ
Никому не нравится, когда его поучают и «наставляют на путь истинный», и автор статьи далёк от того, чтобы заниматься морализаторством, однако существуют вполне объективные причины того, почему не стоит заниматься тем, что называют пустословием.
Это понятие имеет множество синонимов – праздная болтовня, пустопорожние речи, пустые разговоры. Начиная со времён седой древности, люди видели и чувствовали их неуместность и тот вред, которые они наносят нашей ментальной и эмоциональной сферам. О вреде пустословия говорили мудрые мужи и жёны всех времён и народов – и эллинские мыслители, и учителя буддизма, индуизма, ислама, христианства, иудаизма и других мировых и локальных религий.
Каков механизм этого явления? Почему оно считается негативным? Вряд ли стоит спешить с ответом на этот вопрос. На чисто бытовом уровне мы все понимаем, что говорить стоит «по делу», т. е. вести разговоры, которые способствуют достижению какой-либо позитивной цели, тогда как переливание из пустого в порожнее достижению какой бы то ни было цели не способствует и потому его следует избегать. Однако существуют мифологические, религиозные, квази-научные объяснения, которые не следует упускать из виду, поскольку они, возможно, передают какие-то грани истины, пусть даже и не всю её полноту. «Имеющий уши да услышит», «сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок».
Следуя подобной линии мысли, обратимся к жемчужинам мудрости, которые вынесли для нас на берег современности волны времени.
Вот что сообщает нам хасидская мудрость (хасиды – иудейские мистики, делающие акцент не на формально-обрядовой стороне религии и книжном знании, а на живом религиозном чувстве, непосредственном переживании Божественного присутствия).
Один человек где-то прочел, что тот, кто в течение сорока дней будет воздерживаться от праздных бесед, обретет божественное озарение. Рассудив, что это весьма короткий путь к Богу, он с большим прилежанием взялся за дело. Итак, за сорок дней с его губ не сорвалось ни одного пустого слова.